Автомобильный генератор 
Генератор автомобильный при работающем двигателе является основным
источником энергии, который обеспечивает электроснабжение потребителей
и подзаряд АБ.  
К автомобильным генераторам предъявляют следующие требования:
простота конструкции; долговечность и надежность в эксплуатации; малые
габаритные размеры, масса и стоимость; большая удельная мощность;
возможность заряда аккумуляторных батарей при малой частоте вращения
вала двигателя. 
 На рис. 1 показано устройство автомобильных генераторов
переменного тока типа 37.3701 с электромагнитным возбуждением и
встроенными в крышку кремниевыми диодами. Промышленность выпускает
трехфазные синхронные генераторы с клю-вообразным ротором, контактными
кольцами, кремниевыми диодами и встроенным регулятором напряжения,
например, Г221, Г222, Г250, 37.3701, Г272, Г273 и др, индукторные
генераторы – бесконтактные автомобильные генераторы переменного тока с
электромагнитным возбуждением для автомобилей и сельхозмашин, например,
2102, 3701, бесщеточные автомобильные генераторы переменного тока с
укороченными полюсами, например, 45.3701, 49.3701.  
В настоящее время на смену автомобильным генераторам постоянного
тока пришли генераторы переменного тока, которые удовлетворяют выше
перечисленным требованиям (таблица 1). Генераторы Г 250-А, Г 270-А от
генератора Г 250 отличаются сепараторами, что предупреждает выброс
смазки на контактные кольца, и герметизированной установкой кремниевых
диодов в алюминиевые оребренные теплоотводы.  
В 24-В автомобильном генераторе Г 270-А обмотка возбуждения и каждая
катушка обмотки статора намотаны более тонким проводом с большим числом
витков. Сердечник статора 21 (рис. 1) для уменьшения нагрева вихревыми
токами набирают из тонких стальных пластин, изолированных друг от друга
лаком. 
  
 Рис. 1 Общий вид автомобильного генератора переменного тока 
: 
 1 и 19 – алюминиевые крышки; 2 – блок диодов выпрямителя; 3
–вентиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного
блока; 5 – контактные кольца; 6 и 18 – задний и передний
шарикоподшипники; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 и 10 – выводы;
11– вывод регулятора напряжения; 12 – регулятор напряжения; 13 – щетка;
14 – шпилька; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсный наконечник
ротора; 17 – дистанционная втулка; 20 – обмотка ротора; 21- статор; 22
– обмотка статора; 23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная
втулка; 25 – втулка; 26 – поджимная втулка 
Внутренняя поверхность статора имеет 18 пазов, в которые укладывают
18 катушек обмотки. Катушки распределены на три фазы и включены по
схеме «звезда». В каждой фазе включено по шесть катушек. 
 
Таблица 1 
 
 
 | 
 Технические характеристики  | 
 Тип генератора  | 
  
 
 Г-250  | 
 16.3701  | 
 17.3701  | 
 29.3701  | 
 Г-273  | 
 37.3701  | 
  
 
 Напряжение,В  | 
 14  | 
 14  | 
 14  | 
 14  | 
 28  | 
 14  | 
  
 
 Максимальный ток,А при
 n=5000 мин -1  | 
 40  | 
 65  | 
 40  | 
 45  | 
 30  | 
 55  | 
  
 
 Частота вращения, мин-1 при Jn = 0 Jn= max  | 
 950 2100  | 
 950 2100  | 
 950 2100  | 
 950 2100  | 
 1000 2100  | 
 1000 5000  | 
  
 
 Номинальный ток, А  | 
 28  | 
 50  | 
 24  | 
 32  | 
 20  | 
 -  | 
  
 
 Регулятор напряжения  | 
 РР-350  | 
 13,3702  | 
 Я-1121  | 
 Я-1121  | 
 Я-210  | 
 РР-380  | 
  
 
 Выпрямительный блок  | 
 ВБГ-1  | 
 БПВ-60  | 
 БПВ-45  | 
 БПВЧ-60  | 
 БПВЧ-45  | 
 Встроен  | 
  
 
 Сопротивление ОВТ.Ом  | 
 0,12  | 
 -  | 
 0,12  | 
 0,12  | 
 -  | 
 -  | 
  
 
 Установлен на автомобиль  | 
 ЗИЛ ГАЗ  | 
 ГАЗ  | 
 ЛИАЗ  | 
 АЛК  | 
 КамАЗ  | 
 ВАЗ АЗЛК  | 
  
 
 
 
Концы
катушек присоединены к трем изолированным зажимам или к зажимам блоков
диодов выпрямителя. Ротор состоит из двух стальных шести-полюсных
наконечников 10. Наконечники одной половины ротора с северной магнитной
полярность входят между наконечниками второй половины ротора с южной
магнитной полярностью. Катушка обмотки возбуждения 20 расположена между
полюсами наконечниками. Оба конца этой обмотки присоединены к двум
медным контактным кольцам 5. Две щетки установлены в щеткодержателях и
прижимаются к контактным кольцам пружинами. Изолированная от корпуса
щетка соединена проводником с зажимом «Ш», другая щетка соединена на
массу. Крышки 1 и 19 имеют прорези для движения воздуха, нагнетаемого
крыль-чаткой 15 шкива. Подшипники 6 и 18 защищены сальниками. На задней
крышке 1 установлен зажим (-) и зажим (+). 
 
 В начале работы автомобильного генератора
обмотка возбуждения питается от АБ, а затем от выпрямителя и создает
сильное магнитное поле. При вращении ротора под каждым зубцом статора
происходит то северный, то южный полюс ротора, в результате чего
магнитный поток, проходящий через зубцы статора, изменяет свое
направление и величину. В результате этого происходит пересечение
катушек обмотки статора магнитными силовыми линиями, и в них
индуктируется ЭДС переменного направления. ЭДС создает трехфазный
переменный ток, который посредством кремниевых диодов выпрямляется в
постоянный ток.  
 
Выпрямительный блок БПВ 4-60-02 состоит из
шести кремниевых диодов, включенных по трехфазной мостовой схеме к
зажимам обмотки статора. Три диода (Д242АП) соединены с массой, а
другие три (Д242А) с положительным зажимом генератора. Диоды обладают
большой механической и электрической прочностью, имеют большой срок
службы, хорошо работают при температуре от – 60одо + 125о С, выдерживают
до 100 В. Генератор типа 37.3701 - переменного тока представляет собой
трехфазную синхронную машину с электромагнитным возбуждением. Для
преобразования переменного тока в постоянный имеется встроенный
выпрямитель из шести кремниевых диодов.  
 
Напряжение
регулируется встроенным микроэлектронным регулятором напряжения.
Генератор установлен на двигателе и приводится во вращение клиновым
ремнем от шкива коленчатого вала. Лапами крышек генератор крепится к
кронштейну на двигателе, а шпилькой 14 – к натяжной планке. Чтобы не
обломились лапа крышек при затягивании болта крепления, в отверстие
крышки 1 устанавливаются две стальные втулки 25 и 26 и резиновая
буферная втулка 24. При затягивании болта буферная втулка сжимается
между втулками 25, 26 и осевое усилие затяжки не передается на крышки
генератора. 
 
При
включении зажигания ток от АБ поступает в обмотку возбуждения. При
вращении ротора его магнитный поток пересекает витки обмоток статора и
в них индуктируется переменный ток, который затем преобразуется в
постоянный. Когда напряжение, вырабатываемое генератором, станет
больше, чем напряжение АБ, ток от генератора пойдет во внешнюю цепь на
заряд батареи и на питание других потребителей. В обмотку возбуждения в
это время ток поступает также от генератора.  
 
Напряжение автомобильного генератора
с увеличением частоты вращения вала двигателя может достигнуть
недопустимой величины. Для поддержания напряжения генератора в
определенных пределах в крышку генератора со стороны контактных колей
встроен неразборный интегральный регулятор напряжения. Когда напряжение
генератора превысит 14,5 В, регулятор напряжения прерывает поступление
тока в обмотку возбуждения. 
 
 В результате этого напряжение
автомобильного генератора падает, регулятор снова пропускает ток в
обмотку возбуждения и процесс повторяется. Напряжение поддерживается в
пределах 13,5...14,5 В. Максимальная сила тока отдачи при напряжении 13
В – 55 А. Индукторные генераторы, например, 2102, 3701 представляют
собой одноименно – полюсную семифазную индукторную машину с
односторонним электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым
выпрямителем.  
 
Статор имеет 14 зубцов, на которых закреплены
катушки семифазной обмотки. Обмотка – катушечная одноплоскостная, имеет
по две последовательно соединенных катушки в фазе. Фазы соединены в
семиугольник. Ротор представляет собой цилиндрический пакет с зубцами
снаружи – 10 зубцов и цилиндрическими отверстиями внутри. Ротор
соединен с приводом консольно с помощью стального фланца. Система
возбуждения состоит из обмотки возбуждения и внешнезамкнутого
магнитопровода, наружная часть которого – магнитопроводящая стальная
крышка, внутренняя – центральная втулка, ось и переходная втулка.  
 
Созданный
обмоткой возбуждения магнитный поток замыкается через элементы статора
и ротора. При вращении ротора в зубцах статора магнитный поток обмотки
возбуждения пульсирует и вызывает ЭДС в катушках обмотки статора,
охватывающих зубцы. В бесщеточных генераторах переменного тока с
укороченными полюсами, например, 49.3107 за счет неподвижного крепления
обмотки возбуждения с помощью немагнитной обоймы достигается
бесконтактность. Полюса клюквообразной формы имеют длину меньше
половины длины активной части ротора. В процессе вращения ротора
магнитный поток возбуждения пересекает витки обмотки статора, индуцируя
в них ЭДС. Трудоемкость обслуживания этих генераторов сведена к
минимуму, но они имеют большие весовые показатели. 
Учебное издание 
 Петров Валерий Максимович, 
 Дьяков Иван Федорович 
Электрооборудование, электронные системы 
 и бортовая диагностика автомобилей 
  
		
	  |